офисная мебель.

Эргономика рабочего места Эргономика рабочего места - (от греч. ergon - работа и nomos - закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук.

Если говорить о формировании офиса, то прежде всего следует обратить внимание на офисную мебель, потому что именно она является основой эргономики рабочего места. Правильная планировка, соответствующая эргономическим требованиям - это залог эффективной и производительной работы офиса. Адаптируемость рабочего места под нужды каждого конкретного сотрудника - еще одна важная составляющая эргономики. Благодаря соблюдению норм эргономики может быть сэкономлено до 30% рабочего времени.

Рассматривая основные эргономические параметры офиса, дизайнеры и проектировщики прежде всего исходят из принципа простоты обращения с мебелью, ее многофункциональности и свободы (оперативности) передвижения работника в офисном пространстве. Опыт ведущих мировых производителей, для которых эргономика и забота о здоровье людей давно стали первоочередными задачами разработки очередного предмета мебели, подсказывает, что изменчивость форм и конфигураций рабочих мест (происходящая, кстати говоря, по спирали с усовершенствованным воспроизводством уже бывших когда-то в употреблении форм на новом уровне развития технологий) с точки зрения эргономики преследует одну единственную цель: обеспечить максимальный комфорт при минимальных усилиях по их организации.

Последние несколько лет само понятие "рабочее место" претерпело значительные изменения. Прежде всего, традиционно десятилетиями существующие стол, стул, тумбочка (и шкаф), в настоящее время стали именоваться "рабочей станцией" (workstation). С развитием компьютеров и оргтехники меняются формы и размеры мониторов, выпускаются многофункциональные принтеры и копировальные аппараты, в офисах создаются внутренние сети с централизованным управлением. Дизайнеры вынуждены оперативно адаптироваться под весь этот научно-технический прогресс, не забывая и о своих первоочередных задачах создания стиля, красоты, новизны и яркости предметов интерьера. Им нужно найти новые пути выражения старых (устаревших), казалось бы, отвергнутых однажды идей, и наделить их новым смыслом применительно к новому времени.

Что же представляет собой современная рабочая станция и каковы ее отличия от просто мебели в офисе? Если вспомнить последние 10 лет, то самым инновационным решением стало изобретение эргономичного углового стола. Многие производители пошли гораздо дальше банальных "углов 160х80", превратив столы в кокетливых "бабочек", прямые углы в тупые (120 и 135 градусов), закруглив края или асимметрично вытянув один на контрасте с остальными, однако принципиальная суть от этого не менялась. Такие столы в открытом пространстве позволяли комплектовать группы разных причудливых форм, и в этом процессе прослеживалась явная тенденция ко всеобщему "скруглению" как к решению вопроса оптимизации пространства и легкой доступности всех необходимых предметов на расстоянии "вытянутой руки", достигаемого также за счет брифинг-приставок, подкатных и приставных элементов. Но в любом случае для таких рабочих мест основополагающим оставался все тот же пресловутый угол - самая широкая часть стола - куда ставился громоздкий монитор. Таким образом, у работающего за столом должно было остаться свободное пространство не только для компьютера.

Когда разрабатывались такие модели, сотрудники многих компаний помимо компьютеров располагали еще и индивидуальными принтерами, копировальными аппаратами и факсами со вполне соответствующими габаритами. Все это надо было где-то размещать, и рабочее место действительно превращалось в целую "станцию", эдакий автономный мини-офис, довольно красивый, удобный, а главное - абсолютно другой, не похожий на своего кабинетно-коридорно-прямолинейного прародителя. Рабочие станции разделяли легкими мобильными перегородками, обеспечивая таким образом право сотрудников на личное пространство, объединяя их по подразделениям и в то же время выражая корпоративный стиль в цветах, материалах и их сочетаниях. Подобный принцип организации офиса актуален и в настоящее время, потому что очень сильно зависит от технической оснащенности офиса компании, типа здания и системы управления им.

Казалось бы, дизайнерами и мебельщиками найден идеальный вариант рабочего места - эргономичного - и дальше эволюция офисной мебели для персонала должна была бы направляться в сторону усовершенствования материалов, повышения их качества, экологичности, собственно технологий производства, сокращения издержек, оптимизации цен, то есть касаться больше коммерческой и технической части, нежели эстетической или концептуальной. Надо отметить, что это делается, и весьма успешно. Однако если мы посмотрим на то, что происходит сейчас на рынке западных производителей офисных рабочих мест, нас не может не охватить недоумение с резонным вопросом: зачем опять переходить на прямоугольные столы и прямые линии, рассаживая сотрудников как в школе или в лаборатории, если от такого подхода уже когда-то отказались как от нерационального? Получается загадка с двумя неизвестными. Первое - как мы уже знаем, стол эргономичный и стол прямой - это взаимоисключающие друг друга понятия. Второе - зачем все вместе взятые европейские дизайнеры вдруг стали насаждать миру формы, заведомо чуждые понятию "эргономичности", мотивируя свои идеи все той же заботой о здоровье и качестве работы персонала. Когда мы в очередной раз слушаем "старые песни о главном", нам сразу же приходит в голову мысль - исписались наши композиторы, ничего нового уже придумать не могут, вот и вынуждены артисты вновь перепевать то, что уже давно кануло в лету. Но ведь, если продолжить эту мысль, то раз нам нравятся эти песни и мы поем их снова с удовольствием, придумывая для них новые современные аранжировки и наполняя их современным колоритом, не значит ли это все ту же банальную пословицу о том, что новое - это хорошо забытое старое (добавим: лучшее старое).

Итак, дизайнеры решили отменить ставший знаковым угол. И все же не будем такими категоричными: если нужен угол, его всегда можно сконструировать при помощи приставки - такой же прямоугольной, как и основной стол. Но вот в чем категоричность достигла апогея и всеобщего единодушия - это в исключении любых "округлостей" и возвращении к прямому углу 90 градусов как "гвоздю" каждой серии оперативной мебели. То, без чего еще вчера всем казалось, офис не может называться эргономичным, сегодня отвергается в принципе. Подобные процессы напоминают манипуляции с модными цветами отделок: если, допустим, в этом году на пике популярности находится клен, то в следующем будет венге, потом выбеленный дуб, затем дуб-антрацит и, наконец, белый лак. Когда бедным клиентам успевать формировать свои вкусы, если подавляющая их часть все еще "переваривает" угловые столы как шедевр дизайнерской инновации. Вот от чего давно и безоговорочно отказались - это от деревянных каркасов, что даже не нуждается в комментариях. Каркас металлический, каким бы он ни был и как бы ни выглядел, если столешница не сделана из драгоценного камня, составляет порядка 70% стоимости стола. Видимо, это стало одним из поводов для европейских разработчиков задуматься над тем, как сократить стоимость рабочей станции (именно каркаса), чтобы при этом не страдал ее внешний вид (а еще лучше, чтобы выигрывал).

Решение было найдено, и мы его сегодня видим в массовом итальянском и немецком производстве: группа прямых столешниц объединяется цельным каркасом без использования дополнительных перегородок, что невозможно было сделать со столами угловыми. Это напоминает строительство монолитного дома: сначала возводится несущая конструкция, а затем фасад обкладывается кирпичом и застекляются окошки. Есть и другие варианты: монолитные столешницы сразу на несколько рабочих мест, очень напоминают рабочие поверхности современных кухонь. В результате современный офис опять полностью преобразовался, стал легким, прозрачным, светлым, чего никак нельзя было сказать о первых образцах офисной мебели, на которых сидели клерки со счетами и амбарными книгами, дыша друг другу в затылок. Разумеется, технологии производства мебели не стоят на месте, и даже когда в серийное производство вводились первые угловые эргономичные столы, ничего подобного сегодняшнему производители даже не представляли. И теперь наша загадка уже не кажется нам такой уж сложной.

Во-первых, жидкокристаллические мониторы и ноутбуки не требуют такого количества квадратных сантиметров на столе, как их предшественники. Во-вторых, работа через Интернет и внутренние сети, управляемые единым сервером, не подразумевает обилия громоздкой оргтехники, причем отдельной для каждой операции: печатания, снятия копии или приема-передачи факса. В-третьих, эта самая работа исключает накопление документации на бумажных носителях, требующих места и специальной мебели для хранения. Совместив все это воедино, нельзя не понять логики дизайнеров: старый добрый прямой стол идеально отвечает всем этим требованиям. И что самое главное: прямой стол универсален. Его можно поместить в кабинет руководителя, call-центр, даже в кафетерий, достаточно только продумать размеры, материалы и цвета. Таким образом, рабочее место, которое своей наипростейшей организацией способно обеспечить функциональный комфорт сотруднику любой должности, статуса и круга обязанностей, не может считаться неэргономичным.

Однако формой столешницы и структурой каркаса развитие не ограничивается. Поскольку мы проводим в офисе часть своей жизни, наше рабочее место просто обязано поддерживать наш организм в бодром, здоровом и жизнерадостном состоянии. Учеными-медиками доказано, что непрерывно сидеть даже за самым эргономичным столом целый рабочий день даже с перерывами только на обед и перекуры крайне вредно. Но, как мы уже выяснили, образ деятельности конторы старого образца, когда сотрудникам приходилось регулярно перемещаться из кабинета в кабинет с одной и той же бумажкой, собирая подписи, когда отдел, виза которого требовалась для каждого документа, почему-то обязательно находился тремя этажами выше в другом конце коридора, и чтобы снять с документа копию, надо было заполнять специальный бланк за подписью директора, сбегав еще на два разных этажа, уже вызывает недоумение, потому что общение, утверждение и согласование происходит электронным путем по унифицированной корпоративной системе. Повода "заниматься физкультурой" в таких условиях не находится, а работы меньше от этого не становится. И тут на помощь дизайнерам пришли инженерно-технические умы, разработавшие подъемные устройства для столешниц. Дизайнеры в свою очередь поместили такие столешницы на различные типы подъемных каркасов, один интереснее и красивее другого, стилистически подходящие под уже существующие стационарные мебельные серии. Инженеры снабдили электромеханизмы блоком памяти, а также помимо движения вверх и вниз обеспечили возможность движения вперед и назад. В результате получились столы, за которыми можно сидеть и стоять, меняя положение тела и задействуя все группы мышц в течение рабочего дня. При этом создается иллюзия движения, несмотря на то, что сотрудник все равно целый день "прикреплен" к своему компьютеру. Такие рабочие места можно назвать "высшим пилотажем" в проектировании офисной мебели сегодняшнего дня.

Как мы уже говорили, рабочая станция состоит не только из корпусной мебели и оргтехники, но и кресла. Этот предмет мебели прошел через гораздо более сложные перипетии своего исторического развития, чем стол или шкаф. Недаром во всех экспозициях мировых музеев дизайна в качестве образцов работ известнейших архитекторов как прошлых веков, так и современности, в большинстве своем выставлены именно стулья и кресла, а не столы и не шкафы.

Современное офисное кресло - это сложнейший многофункциональный механизм, обеспечивающий сидящему в нем человеку две разновидности так называемых "комфортов" - активный и пассивный. Пассивный комфорт связан с особенностями самой конструкции кресла, а активный - с возможностями его индивидуализации и адаптации под индивидуальные параметры пользователя в зависимости от вида выполняемой им работы.

К пассивному комфорту относят: наличие подлокотников и подголовника, утолщения нижней части спинки, подколенника в передней части сиденья, сменных колесиков для разной степени плотности покрытий. Эти постоянные параметры гарантируют, что в таком кресле здоровье сидящего максимально сохраняется даже при статическом использовании кресла, чего нельзя сказать, например, о простом деревянном стуле или табуретке. А если рассматривать кресло в динамике, то оно способно не только подстраиваться под параметры человеческого тела, но и свободно двигаться вместе с ним, а также фиксировать наиболее предпочтительный набор параметров активного комфорта. Среди этих параметров следует выделить изменение высот частей кресла: сиденья (газлифт), подлокотников, спинки, подголовника, глубин сиденья, спинки и подлокотников, углов наклона сиденья и спинки (качание с функцией "мультиблок", синхромеханизм, перманент-контакт), подголовника и подлокотников (в основном на креслах производства Германии и Финляндии), регулировки расположения поясничного валика (по высоте и глубине). При качании ось смещается вперед, чтобы сохранялся упор ног. Специальными функциями активного комфорта можно считать также "анти-шок", предназначенный для предотвращения резкого возврата спинки в исходное положение при снятии блокировки механизма качания, а также возможность настройки механизма качания в зависимости от веса пользователя.

Любой современный производитель качественных офисных кресел должен гарантировать, что его продукция в определенной комплектации включает в себя по крайней мере 90% всех вышеназванных параметров активного и пассивного комфорта, в противном случае кресло не может считаться соответствующим нормам эргономики. Для примера можно привести тенденцию, проходящую красной нитью по всем разработкам современных дизайнеров офисных кресел: так же, как мы наблюдаем постепенное придание забвению громоздких угловых столов, мы не можем не заметить неминуемый уход от цельнокаркасных моделей кресел руководителя, на которые нельзя установить синхромеханизм. Кресло без синхромеханизма сегодня - это либо устаревший экземпляр прошлого века, либо специально предусмотренный производителем эконом-вариант для модели, пользующейся повышенным спросом.

Тем не менее, те производители, для которых забота о здоровье людей по своей значимости ставится выше гонки за объемы продаж, сознательно отказываются от предложения таких эконом-моделей и снимают их с производства даже при существующем спросе. На кресло с раздельными и независимыми сиденьем и спинкой можно устанавливать любые механизмы, и такой дизайн ни в коем случае не наносит ущерб престижности кресла, с которой у многих до сих пор ассоциируются массивный качающийся "трон" (такие кресла сейчас очень любят производить китайские фабрики). Помимо всего прочего, удобное кресло должно быть устойчивым (металлическая крестовина правильно подобранного диаметра), соответствовать росту среднестатистического европейца (у сидящего на кресле с сиденьем маленькой глубины пережимаются сосуды ног и начинаются боли в позвоночнике), а также его индивидуальному весу (подавляющее большинство газ-патронов имеют ограничения до 100 кг, то есть для людей с избыточным весом требуется подбирать модель с усиленным газ-патроном, выдерживающим до 150 кг при активном использовании).

Автор: Елена Красильникова


Статьи по дизайну интерьера, разработке дизайн-проектов
- Комплексный подход к оборудованию офиса
- Параллельное будущее: какими видят эти города будущего современные архитекторы
- Квадратные метры решают все
- Эргономика рабочего места
- Офисное пространство и его оптимизация
- Планирование офисного пространства с помощью офисных перегородок